воскресенье, 24 июля 2016 г.

Тюнингуем «Ниву» на 150 тысяч рублей

Прежде чем травить байки о внедорожном тюнинге,
хочу процитировать вазовского инженера Владимира Губу: «модернизация “Нивы” — это как ремонт в старой квартире — стоит только решить одну проблему, как следом выползут еще десять других». И действительно. «Нива» соткана из компромиссов. Неважно, какая у вас модель, обычная «Нива» или с «крестом» Chevrolet. Помните, что конструкторам удалось определить тот хрупкий баланс различных качеств, нарушив который можно заполучить кучу проблем.Сразу определимся, что мы будем говорить об умеренной «туристической» доработке автомобиля, которая не требует серьезных конструктивных переделок. Бюджет же решили ограничить суммой в 150 тысяч рублей. И это на самом деле не так и много — только треть может уйти на покрышки. Поэтому постараемся построить наш материал в виде лестницы, где каждая ступень представляет собой законченный этап, на котором можно остановиться, посчитав доработки достаточными.
1. Грязевые шины, до 40000 рублей




50% проходимости делают шины. В зависимости от их размерности, состава резины, рисунка протектора и боковин возможности одного и того же автомобиля могут сильно различаться: один будет беспомощно шлифовать колесами, а другой уверенно ползти. Если судить с точки зрения проходимости, то для обеих «Нив» предельная размерность покрышек, которые не потребуют резки арок или установки лифт-комплекта подвески — это 215/75 R15, либо 215/65 R16. Причем, 15-дюймовый вариант лучше. Во-первых, больше выбор шин, во-вторых, ход у машины мягче, хотя управляемость несколько ухудшится. Но вряд ли вы будете «вваливать» на «Ниве» в поворотах. Однако помните, что установка шин размерности 215/75 R15 не соответствует заводским требованиям, а это может повлечь за собой проблемы, как при техосмотре, так и при неожиданной встрече с инспектором технадзора ГИБДД. Тут уже придется действовать на свой страх и риск. Если судить с точки зрения закона, то для Lada 4x4 предельная размерность, устанавливаемая руководством по эксплуатации — это 205/70 R15.

С Chevrolet Niva вы можете легально использовать покрышки размерности 215/75 R15 (и производитель рекомендует их для бездорожья), но завод запрещает их эксплуатацию на скоростях свыше 90 км/ч! Однако с точки зрения закона запрета на использование на дорогах общего пользования нет. Также не забывайте, чтобы вылет обода (ЕТ) у колесных дисков составлял 40 мм для «Шнивы» и 58 мм для «Нивы». Стоимость таких шин составит от 4000 рублей за шину, если речь идет о бюджетном варианте вроде Cordiant Off-Road и до 10000 рублей за один «баллон», если речь идет о BFGoodrich Mud-Terrain T/A. Так что закладываем в статью расходов до 40000 рублей. Главное, помните, что грязевые шины — только для теплого времени года!
2. Шноркель, до 10000 рублей. Итого 50000 рублей




Шноркелем называют выносной воздухозаборник, по сути, трубку, через которую подается воздух к системе питания двигателя. Во-первых, с помощью шноркеля (особенно с насадкой-сепаратором типа «Циклон») снижают вероятность попадания в мотор пыли, песка и грязи, поднимающихся в воздух во время движения автомобиля, а во-вторых, и это самое главное, шноркель исключает вероятность гидроудара при движении по воде. Стоимость этого «девайса» колеблется от 3000 рублей для Lada 4x4 до 8500 рублей, если речь идет о заводском аксессуаре для Chevrolet Niva. Насадка-сепаратор типа «Циклон» стоит до 3000 рублей, однако, учитывайте, что не каждый шноркель приспособлен для ее установки. Сразу хочу оговориться, что в свете последних событий, связанных с репрессиями со стороны ГИБДД по отношению к владельцам доработанных внедорожников, установку шноркеля на классическую «Ниву», скорее всего, признают вмешательством в конструкцию, а вот владельцы Chevrolet Niva могут спокойно его установить, ибо он занесен в ОТТС.
3. Багажник на крышу/экспедиционный багажник, до 25000 рублей. Итого 75000 рублей




Все «нивоводы» прекрасно знают, что один из самых существенных потребительских недостатков Lada 4x4 и Chevrolet Niva — это крохотный багажник. Самый простой способ решения данной проблемы — установка багажника на крышу. На рынке предлагается целое множество багажников различной формы и конфигурации по цене от 2000 до 25000 рублей за крепкий и удобный экспедиционный багажник. Помимо решения вопросов с размещением багажа, в экспедиционных багажниках часто бывают предусмотрены места для крепления дополнительного рабочего света, антенны радиостанции или реечного домкрата «хай джек» — все эти вещи вы тоже, возможно, захотите прикупить в будущем. Верхний багажник особенно важен для Lada 4x4, ведь он позволит вытащить запасное колесо из моторного отсека и закрепить его сверху. Во-первых, это немного разгрузит переднюю часть машины, во-вторых, слегка улучшит вентиляцию подкапотного пространства и в-третьих, и это самое главное, снизит вероятность травмирования водителя в случае серьезного ДТП. При выборе багажника внимательно изучите способ его крепления к кузову — лучше, если он будет фиксироваться на штатных рейлингах, дугах, либо водосточных желобах — не заводские способы с жестким креплением к кузову (например, багажник+лестница на задней двери) потребуют получать разрешение.
4. Защита днища, до 30000 рублей. Итого 105000 рублей




Каким бы проходимым не был внедорожник, но от риска засесть на «пузо» или удариться этими частями о пень никто не застрахован. Именно поэтому все жизненно важные органы, такие как двигатель, редуктор переднего моста, коробка передач, раздатка, передний вал (передний карданный вал) лучше прикрыть мощной защитой. Обычные стальные листы толщиной 1-2 мм уберегут разве что от летящих камушков и несильных контактов с поверхностью, поэтому лучше для этих целей подыскивать листы толщиной в 4-6 мм из дюралюминия. Чем больше и шире такая защита будет, тем лучше. Главное, чтобы конструкцией были предусмотрены вентиляционные и технологические отверстия.
5. Кронштейн для съемной лебедки спереди и съемный фаркоп сзади с квадратными гнездами 50x50, до 15000 рублей. Итого 120000 рублей




У Lada 4x4 штатные буксировочные проушины маленькие и хлипкие. Стоит потянуть машину в бок, как они тут же гнутся. У Chevrolet Niva ситуация немногим лучше — проушины толще, но «мудрые» создатели организовали такой неудобный доступ к ним и так мало свободного места вокруг, что закрепить нормальный металлический шакл, не повредив при этом пластиковый бампер, не предоставляется возможным. Многие для этих целей используют синтетические шаклы, однако, нелишним будет установить кронштейны для съемной лебедки спереди и съемный фаркоп сзади со стандартным квадратным гнездом 50x50. Что это даст? Во-первых, в будущем вы сможете купить съемную лебедку и устанавливать ее как спереди, так и сзади, чтобы вызволить автомобиль. Во-вторых, вы сможете таскать прицепы. В-третьих, тот же съемный фаркоп можно легко установить как спереди, так и сзади, чтобы пользоваться им вместо буксировочных проушин. В-четвертых, квадратное гнездо 50x50 многие используют как место для установки реечного домкрата «хай-джек», чтобы поднять машину. В-пятых, таким способом проще и безопаснее вызволять застрявший автомобиль, ведь нагрузка во время рывка будет равномернее распределяться по всей конструкции автомобиля.
6. Комплект усиленных пружин и амортизаторов, 12000-15000 рублей. Итого 130000-135000 рублей





Конечно, можно какое-то время поездить и на штатной подвеске. Но рано или поздно она даст осадку, особенно если вы будете эксплуатировать автомобиль с полной загрузкой на плохих дорогах. Самый разумный выход в этой ситуации — поставить усиленный вариант — да, пустая машина станет несколько жестче проходить неровности, но зато и энергоемкость поднимется, а главное, что на протяжении долгого времени клиренс у машины останется неизменным, а эта пара-тройка сантиметров может оказаться решающей на бездорожье. Однако берите именно усиленные пружины, а не лифт-комплект — к лифтингу «Нивы» нужно подходить осознанно и очень осторожно. Конечно, у приподнятой машины улучшается геометрическая проходимость, она не так быстро «липнет» к снегу в тех же сугробах и легче пробирается по глубокой колее. Но взамен вы можете получить большие проблемы с карданами и ШРУСами (их срок службы резко сократится), управляемостью и устойчивостью автомобиля, возможно, также придется перенастраивать регулятор тормозных сил. Я уже молчу о санкциях со стороны ГИБДД.
7. Съемная электрическая лебедка+блок усиления (полиспаст). От 20000 рублей за лебедку, от 2500/4000 рублей за площадку для съемной лебедки под квадратное гнездо 50x50/площадку с цепями/тросами и крюками/шаклами для крепления к буксировочным проушинам и от 1500 рублей за блок усиления (полиспаст). Итого 150000-160000 рублей

Финальный пункт нашей программы — переносная электрическая лебедка, как универсальное средство самоспасения в условиях бездорожья. Почему мы решили выбрать именно переносной вариант? Потому что: а) у вас не будет проблем с прохождением техосмотра, а также незапланированных встреч с инспекторами технадзора ГИБДД; б) переносную лебедку можно хранить где угодно — она не будет страдать от сырости и грязи, находясь под бампером, а также привлекать внимание ушлых воришек; в) ее можно использовать в различных хозяйственных целях, необязательно связанных с извлечением застрявшего автомобиля; г) лебедку можно цеплять с любой стороны автомобиля для его извлечения; д) она практически не требует затрат и доработки автомобиля для ее установки.





Обычно крепление съемных лебедок бывает двух типов: под квадратное гнездо фаркопа (50x50), либо крепление на цепях/тросах к буксировочным проушинам. Лебедка с цепным/тросовым креплением дает владельцу больше свободы — ее можно зацепить хоть за проушину, раму, колесо, прицеп, лодку — за все, что угодно. Главное, чтобы длины кабеля к АКБ хватило. Лебедка с креплением к фаркопу обычно стоит чуть дешевле «цепной», чуть меньше весит, а еще ее можно перевозить в установленном состоянии на автомобиле сколь угодно долго — это удобнее при длительной езде по тяжелому бездорожью, так как нет необходимости постоянно доставать, ставить, снимать и убирать ее обратно. Блок усиления (полиспаст) — это своего рода «понижающая передача» для лебедки, благодаря которому тяговое усилие лебедки увеличивается вдвое, но при этом вдвое же снижается скорость перемещения застрявшего автомобиля. Блок усиления бывает особенно полезен в тех случаях, когда номинального усилия лебедки недостаточно для выполнения той или иной операции. Самые доступные переносные лебедки стоят примерно 20000 рублей, однако, в среднем, цена за подобные устройства нередко доходит до 35-40 тысяч рублей и выше. На этом фоне площадка под лебедку и блок усиления стоят не так дорого.

В этом обзоре мы постарались выбрать самые необходимые вещи для доработки тольяттинских внедорожников, которые позволят вам увереннее и комфортнее себя чувствовать на бездорожье. Конечно, мы могли бы упомянуть про самоблоки, тяговитые главные пары, понижающие киты в «раздатку» и пр. Но в самом начале мы условились, что в конструкцию машины мы влезать не будем. Все, что здесь перечислено — это не зависящие друг от друга готовые решения, которые можно установить в любом сервисе. Возможно, кто-то посчитает этот список неполным, но это уже вкусовщина. На самом деле, внедорожный тюнинг, как и ремонт в квартире, невозможно закончить, его можно лишь остановить. Поэтому желаю вам вовремя остановиться и быстрее уже получать удовольствие от первых вылазок на бездорожье
.

Петр Баканов

Комментариев нет:

Отправить комментарий