четверг, 28 июля 2016 г.

Баллы и «дырки» — что ждет водителей в будущем?

Сейчас за нарушение ПДД можно сесть за решетку, а максимальный штраф составляет уже 300 тысяч рублей. А ведь впереди нас ждет еще один сюрприз — баллы

О желании лишать водителей прав за систематические нарушения правил в ГИБДД говорят уже давно. Ранее было осуществлено даже три попытки провести подобные законопроекты, однако — и это удивительно — баллов до сих пор в российских ПДД нет. Но не исключено, что скоро их вновь будут «проталкивать» через Госдуму. По крайней мере, еще в прошлом году МВД разработало подобные предложения в рамках плана по борьбе с аварийностью. Одна из идей этой стратегии — введение понятия «опасное вождение» — уже была принята.
История вопроса

Система «трех дырок» действовала еще во времена СССР. За нарушение ПДД водитель получал прокол в талоне предупреждений. Три отметки — и человека лишали прав на один год.



После развала Союза проколы ушли в прошлое, но в 1993 году вместо них появились баллы — инспектор от руки вписывал их в придуманные для этой цели вкладыши к водительским удостоверениям. Например, за превышение скорости на 10-30 км/ч записывали 2 балла, а за проезд на красный свет — 3. Если в течение года водитель набирал 15 баллов, то его лишали прав на 3-6 месяцев.

Однако в 1997 году данную систему отменили — юристы смогли доказать, что получение штрафа одновременно с баллами и лишением прав относится к понятию «двойное наказание» за одно и то же нарушение. А этого нельзя делать по Конституции.
Три дырки

С тех пор 50 статья Конституции России не менялась — там по-прежнему написано «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление». И как сейчас ГИБДД будет решать эту правовую коллизию, не совсем понятно. К тому же предполагается возродить не столько баллы, сколько «дырки», правда, они станут виртуальными — лишать прав на 1-1,5 года хотят за три серьезных нарушения в течение 365 дней. Для этого в КоАП может появиться новая статья 12.38 «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством». Под серьезными нарушениями подразумевается превышение скорости (вероятно на 40 км/ч и более), проезд на красный свет, выезд на встречку, отказ уступить дорогу транспорту с правом преимущества, непредоставление преимущества в движении пешеходам и велосипедистам и пр. При этом — и это очень важно — речь идет лишь о нарушениях, которые выявлены непосредственно сотрудником ГИБДД. А вот данные с камер учитываться не будут.

Идея о фактическом возвращении «трех дырок» вызывает ожесточенные споры. Причем не только среди простых автомобилистов, но и в самой Государственной Думе.

Плюсы:
Предупреждение ДТП.
Наказание злостных нарушителей. По статистике самые тяжёлые аварии у водителей, имеющих по 20-40 нарушений в год.
Вероятность остаться без водительского удостоверения будет действовать отрезвляюще на водителей, нарушающих ПДД
Сергей Лобарев, председатель правления НП «Гильдия автошкол» России


Минусы:
Субъективность оценки со стороны сотрудников ГИБДД.
Коррупционная составляющая.
Многие водители, которые могут быть случайными нарушителями (например, при объезде неровностей на дороге, или же человек заблудился в незнакомом месте) могут лишиться прав. Для многих семей у нас в стране водительское удостоверение — это не какое-то развлечение, а источник дохода. Это будет очень серьезно влиять на степень значимости вопроса, и повлечет за собой коррупцию. Это будут такие повальные поборы из-за этих баллов.
Михаил Брячак, первый заместитель председателя комитета по транспорту Государственной Думы


Кормушка или?

Осталось только понять — чего же будет больше, плюсов или минусов. Но и тут эксперты тоже не могут прийти к единому выводу. Уж слишком велики риски, да и память об использовании подобной системы свежа.
Минусы здесь перекрываются плюсами. Дело в том, что в новые формулировки вошли только грубые нарушения ПДД. И самое главное, что эта система не просто накопительная на всю водительскую историю. А только в течение года.
Петр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки»


«Вторая причина, по которой это не коснется большинства водителей, следующая: для того, чтобы эти баллы копились, нужна отметка ваших нарушений живым инспектором. А это в крупных городах маловероятно, потому что инспекторов на дорогах у нас осталось мало. В Москве, например, численность инспекторов за последнее время была сокращена чуть ли не в два раза. Поэтому, я думаю, подавляющему большинству водителей опасаться этой системы не нужно. А в случайно провинившихся водителей я не очень верю. Ведь трижды нарушить случайно за год — это скорее закономерность. Я не разводил бы здесь панику», — уверен господин Шкуматов.




Но есть мнение, что новый закон может быть принят как раз для того, чтобы инспекторов на дороге вновь стало больше. «Смотрите: одновременно с этим появляется “опасное вождение”, инициатива о возврате МВД техосмотра. То есть это просьба дать некие лакомые куски. Речь идет либо о правонарушениях, за которые предусмотрено лишение прав (а значит, составление протокола и участие представителя ГИБДД), либо о предоставлении какой-либо услуги, на которой можно хорошо заработать. Я вижу в этом потайной смысл, который ничего не изменит в плане безопасности дорожного движения. Потому что у нас вполне достаточно инициатив, контролирующих водителей», — считает глава Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
А вот с профилактикой ДТП беда. Получается, что появится еще одна кормушка и еще одна зависимость. Нарушители приспособятся, а законопослушные водители станут жертвами. Весь смысл в этом золотом словосочетании «лишение права управления транспортными средствами». С помощью фото и видеофиксации прав не лишишь — закон не позволяет. А здесь, если инициатива будет принята, будет общий крик инспекторов: «Верните нас на улицы!». И их вернут, благодаря чему они хорошо заработают
Виктор Похмелкин, глава Движения автомобилистов России

Необычные предложения



В мировой практике были случаи, когда водителей-нарушителей заставляли устанавливать на колёса жёлтые колпаки. Так вот, этих водителей на дорогах не было видно. Они предпочитали переждать, оставляя автомобиль в гараже.Кроме введения баллов-дырок, есть и другие предложения, которые могут повысить уровень безопасности. Так, эксперты Гильдии автошкол считают, что, помимо административного наказания, должны использоваться воспитательные меры. Например, можно обязать нарушителей прикрепить на свой автомобиль опознавательный знак «Имею нарушения», «Особо опасен», «Внимание, нарушитель».
Сергей Лобаревпредседатель правления НП «Гильдия автошкол» России


Еще одной мерой воздействия может стать обязательное посещение злостными нарушителями автошкол, где они будут прослушивать курсы по восстановлению знаний ПДД. По словам господина Лобарева, сейчас уже разработан 16-часовой курс. Темы занятий подобраны таким образом, что они связаны с наиболее типичными и опасными нарушениями ПДД.
Если водитель добровольно захочет пройти курс, то он для него должен быть бесплатным. При этом после прослушивания лекций с водителя должны сниматься штрафные баллы — подобная практика есть в некоторых странах мира.
Сергей Лобарев,председатель правления НП «Гильдия автошкол» России
Д. Гайдукевич

Комментариев нет:

Отправить комментарий